Rambler's Top100

ФАСЦИНОЛОГ / FASCINOLOGIST

 главная | книги по фасцинологии | художественные | проекты | фасциногенное | контакт |  
 

 

Если у Вас возникнет интерес к фасцинологии, новой науке о чарующем и устрашающем поведении всех живых существ на планете, и профессии фасцинолога, присоединяйтесь к моим блогам в ЖЖ и страницам в сетях и подписывайтесь на них

Тому, кто намерен освоить азы новой науки и профессии,

СЛАВА!

контакт: vmmss@mail.ru

Новости фасцинологии >>> http://fascinology.narod.ru/Academ.htm
Всем всё о фасцинации и общении
>>> http://fascinology.narod.ru/FA_knig.htm

 

Владимир Соковнин

Фасцинолог. Штрихи к профессии третьего тысячелетия. Екатеринбург. Авторская Академия фасцинологии. 2009.

научно-популярное издание

Мягкая обложка. – 196 с.: с ил.

ISBN 978-5-265-05751-8

Книга посвящена профессии, которая делает первые шаги, заявляя о себе как о профессии третьего тысячелетия. Имя этой профессии – фасцинолог. Автор, создатель фасцинологии, науки о чарующем, доминантно-лидерском и устрашающем поведении животных и человека, показывает, чем может стать полезной фасцинология в жизни каждого человека, а также для профессионального роста во многих сферах человеческой деятельности.
Книга может быть рекомендована всем, чья деятельность связана с государственным управлением, политикой, менеджментом, общением, имиджем, PR и рекламой, воспитанием и образованием, а также всем, кто задумывается об оптимальной реализации себя в жизни и выбранной профессии.

Книгу можно бесплатно скачать http://www.koob.ru/sokovnin/


Оглавление

ХОЧУ СТАТЬ ФАСЦИНОЛОГОМ (вместо вступления) ...................................... 7
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФАСЦИНОЛОГИИ ............................................................... 9
ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИНАЦИЯ?

Вирус конечно негодяй, но еще и донжуан ..................................................... 14
Фасцинация – это волнующий сигнал .............................................................. 16
Об одном далеко неточном определении фасцинации ................................... 18
Природа пронизана фасцинацией ................................................................... 19
Сигналы природы и коммуникативные сигналы ................................................ 22
Фасцинация и информация дополнительны ..................................................... 24
Эволюционные стратегии и фасцинация .......................................................... 26
Врожденные сигналы фасцинации .................................................................... 27
Удиви меня! ......................................................................................................... 28
Фасцинация цвета ............................................................................................. 32
Чарующие сигналы ............................................................................................. 34
Сигналы сексуального призыва и обольщения ................................................. 36
Пище-вкусовая фасцинация повелительна и опасна ....................................... 37
Чарующие приманки .......................................................................................... 38
Обмануть можно даже лису ................................................................................ 39
Чарующие сигналы смерти ................................................................................. 40
Чарующая таинственная химия ......................................................................... 40
Сигналы страхов и ужасов .................................................................................. 41
Сигналы доминантной фасцинации ................................................................... 43
Фасцинация унижения и обиды ......................................................................... 46
Чертовски обаятельные уроды! ......................................................................... 47
Интонация – королева фасцинации .................................................................. 48
Сигналы внутри нас ............................................................................................ 50
Великие сигналы выдумки ................................................................................... 52

СИГНАЛЫ ФАСЦИНАЦИИ И ПСИХИКА

Яркость, красочность, заметность ...................................................................... 57
Экспрессия и высокая энергетика ...................................................................... 57
Избыточность ...................................................................................................... 57
Эксклюзив ............................................................................................................ 59
Повелительность, императивность ..................................................................... 59
Гармония .............................................................................................................. 60
Театральность ..................................................................................................... 61

ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХИКЕ И ОРГАНИЗМЕ ПРИ ФАСЦИНАЦИИ

Волнение ............................................................................................................. 62
Мгновенная концентрация внимания ................................................................ 62
Захваченность ..................................................................................................... 62
Шок ...................................................................................................................... 64
Сброс критичности и сужение сознания ............................................................ 65
Стремительное стирание предшествующих психических состояний ............... 66
Фасцинация переключения ................................................................................ 67
Звездочки, мы вас отшлепаем! ........................................................................... 69
Вытесняющая и замещающая фасцинация ....................................................... 69
Синдром крысы, или где расположен Рай .......................................................... 71
Неумолимая власть наслаждений ....................................................................... 73
Амигдала помнит все! ......................................................................................... 76
А еще эти чудесные и коварные гормоны! ........................................................ 78
Еще хочу! Потому что нравится! ........................................................................ 80
Смышленая обезьянка Уошо подтверждает критерий фасцинации ................ 81
«Нравится!» – желанно и опасно ....................................................................... 82

ФУНКЦИИ ФАСЦИНАЦИИ

Организующая, управленческая функция ......................................................... 85
Функция мобилизации на активное действие ................................................... 87
Функция эмоционального тонуса ....................................................................... 88

АНТИФАСЦИНАЦИЯ ............................................................................................ 89

МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ И МАССОВОЕ ЗОМБИРОВАНИЕ

Что такое массовая фасцинация ......................................................................... 93
Доскучались до праздника ................................................................................... 96
Радость сексуальных оргий .................................................................................. 97
Массовый хохот весьма полезен ......................................................................... . 98
Игровое зрелище фасцинирует до чертиков! ................................................... 100
Фасцинация массовых зрелищ ............................................................................ 101
Древнегреческий театр как форма массовой фасцинации................................ 104
Колизей как символ массового фасцинирования населения. ............................. 105
Фасцинация массовых ритуальных жертвоприношений .................................... 106
Казнь как массовый волнующий спектакль ......................................................... 109
Страдающее тело как фасцинирующий сигнал-Образ в спектакле казни ....... 110
Телевидение сводит с ума .................................................................................... 113
Побольше массового цинизма! ..............................................................................115
Массовая шизофренизация .................................................................................. 120
Массовая субфасцинация Адольфа Гитлера ........................................................ 122

ТЕЛО КАК СИГНАЛ ФАСЦИНАЦИИ

Тело – это судьба .................................................................................................. 131
Тело вида и вид тела ............................................................................................. 132
Фасцинация породы и породистости ................................................................... 134
Социальное тело ................................................................................................... 135
Демонстрационное тело (тело на показ) ............................................................. 136
Homo demonstrativus ............................................................................................. 138
Мастерство и артистизм показа ............................................................................ 139
Жизнь и спектакль сливаются ............................................................................... 141
Тело сексуальное ................................................................................................... 142
Фасцинация красоты тела .................................................................................... 144
О. грудь! ................................................................................................................. 146
Осиная талия создает красоту фигуры ................................................................. 147
Телесные тонкости как фасцинирующие сигналы ............................................... 148
Афродита Каллипига – эротический идеал мужчин Древней Греции и Рима..... 150
Вклад академика Льва Ландау в сексуальную фасцинологию ............................ 155
Фасцинативное тело как рыночный товар ......................................................... . 157
Стиль эксгиби и что из него следует .................................................................... 159

ОБЩЕНИЕ ПОД ЗНАКОМ ФАСЦИНАЦИИ

Истоки конфликтности человеческого общения .................................................. 163
Общение как форма реализация социальных отношений ................................... 164
Агрессия и месть ...................................................................................................... 164
Лестница величия и позора ....................................................................................168
Я-концепция всему голова ...................................................................................... 171
Две этические системы и общение ........................................................................ 173
Десять заповедей фасцинирующего партнерского общения .............................. 176
Притча для идущих в 1-ю этическую систему ....................................................... 187

ОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАСЦИНАЦИИ ..................................................188
КТО ПЕРВЫЙ? ......................................................................................................... 191
Литература .............................................................................................................. 194

 

Тот, кто обладает информацией,
управляет,
тот кто владеет фасцинацией,
властвует.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИНАЦИЯ?

Без ответа на вопрос «Что такое фасцинация?» невозможно понять, зачем нужен фасцинолог.
Сразу вслед за монографией «Фасцинология», изданной в декабре 2005 года, в которой я изложил основы познания феномена фасцинации, посыпались со всех сторон вопросы «Что такое фасцинация?» и «О чем фасцинология?» Меня удивило, что их задавали даже те, кому, казалось бы, по роду профессиональных занятий следовало знать и термин «фасцинация», и хотя бы краткую интерпретацию феномена фасцинации. Я имею в виду преподавателей философии, политологии, PR, искусствоведения, эстетики, педагогики и даже психологии, хотя уж к психологическому знанию фасцинация имеет самое прямое отношение. Подобное состояние хорошо выразил на одном из форумов в Интернете, на котором были процитированы тексты из моей книги, некий психолог-профессионал словами: «Фасцинация – это надо запомнить, за свою долгую и нелегкую психологическую практику (20 лет) никогда не знал такого слова».
Как это ни прискорбно сознавать, несмотря на то, что понятие «фасцинация» введено в научный оборот Юрием Кнорозовым (причем в среде специалистов по теории информации, семиотики, психолингвистики и психологии) в 1959 году, многие все еще не имеют ни малейшего представления о фасцинации, не слышали о существовании такого слова и понятия. Поэтому и задают вопрос: «А что это такое?».
Итак, что же такое фасцинация?

Вирус конечно негодяй, но еще и донжуан

Краткие определения никогда не исчерпывают содержание того или иного явления и предмета. На одной из международных научных конференций по проблемам экологии, ученые-экологи констатировали наличие более ста определений того, что такое экология; только их совокупность и перекрывание дают более или менее полное понимание этой науки. И все же краткие определения нужны – такова закономерность человеческого общения, требующего быстрой ориентировки в диалоге. Давая определение фасцинологии, я охарактеризовал ее как науку о фасцинации, о чарующей, доминантной и устрашающей сигнализации и коммуникации в природе и обществе: от вирусов и растений до приматов и человека. В основу названия науки мной было взято слово fascino, широко используемое еще древними римлянами: fascino – зачаровывать, околдовывать, сглазить. Очень широкий спектр значений придавали этому слову древние римляне – от восхищенного любования до страха порчи.
И вот с моим определением фасцинологии произошел забавный казус. Один журналист, прочитав это определение, мрачно заявил: «Не вижу предмета науки. Как может вирус зачаровывать!?» И, по-видимому, намереваясь добить меня, съязвил: «Он что, донжуан?».
Не догадывался мрачно мыслящий журналист, что попал в самую точку! В одной из научных работ по квантовой биологии исследователи (Б. И. Бирштейн, А. М. Ярошенко, и др.), попытавшиеся понять тайну проникновения вируса в живую клетку, раскрыли обманные пируэты вируса перед клеткой, охарактеризовав их как донжуанские! Вирусологи именно как хитрость, обман, притворство, прятки, манипуляции интерпретируют поведение вируса, благодаря чему ему удается усыплять бдительность защитных систем клетки, а порой и заставлять ее раскрывать ему свои объятия. К этому надо еще добавить, что сей смертельный пакостник эволюцией создан вовсе не для гадостей, но для определенной пользы: его функция, как считают представители эволюционной медицины, заключается в том, чтобы тренировать иммунные системы организма, совершенствовать их, заставляя активно работать и искать методы защиты, а кроме того, согласно последним предположениям, вирус может участвовать, наряду с микробами, даже в метаболизме клетки как весьма полезный участник. И все же главное в нем то, что он антагонист и ему надо клетку с ее мощной защитой завоевывать. Вот он и пускается на чарующие уловки!
Посредством чего он очаровывает клетку? Единственным способом, опять же созданным эволюцией, – воздействием сигналов. Везде, где одно существо воздействует на другое, в ход идут специальные сигналы, в том числе и такие, которые содержат в себе этот самый «чарующий обман»: мимикрию, одурманивание, усыпление и др. манипуляции. Так что говорить о том, что вирус очаровывает (фасцинирует) клетку как донжуан девушку, вполне корректная метафора, имеющая под собой вполне реальные природные процессы.
Здесь, мне кажется, уместно сказать, что в подлинно культурном мышлении и общении с древних времен принято ознакомиться, читать и пытаться понять то, что просится к отрицанию, прежде чем с ходу отрицать и отбрасывать. Да, великий физик Резерфорд, на вопрос о том, насколько важна теория относительности Эйнштейна, отмахнулся со словами «Для физики это не понадобится». Он не увидел «предмета». Увы, это не делает ему чести, а теория относительности и другие идеи Эйнштейна очень даже понадобились для развития физики и человечества. Отмахивались, не увидев «предмета», и от эволюционной теории Ч. Дарвина, и от теории бессознательного З. Фрейда, и от кибернетики и генетики. И все не впрок.
Фасцинация и сигналы фасцинации – факт, феномен бытия, точно та же, как информация и сигналы информации. И то, что этот феномен назван «фасцинацией», не должно сбивать с толку. Или, уж если не нравится этот термин, придумайте другой. Для объекта-феномена это абсолютно безразлично, хоть горшком назови. К тому же, исходное древнеримское слово «fascino» (см.: Латинско-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1961. с. 255) содержит в себе не только «чарующие» смыслы (зачаровывать, околдовывать), но и «устрашающие» (сглазить, наводить порчу). Многих приводит в замешательство широко принятая отсылка к английскому fascination, переводимому как очаровывание. Но, истины ради, отмечу, что английское fascination происходит как раз от древнеримского fascino, перенося из него смыслы очаровывания и отбрасывая смыслы устрашения. Так что, на мой взгляд, термин «фасцинация» вполне уместен (и в значительной степени традиционен) для обозначения чарующих и устрашающих феноменов коммуникации и общения. А приживаемость терминов дело времени и вкуса. Достаточно вспомнить трудно произносимое и несколько режущее русскоязычный слух слово «имидж». Я припоминаю 1989 год, когда журналист, опубликовавший хвалебный отзыв о моем тренинге «Имидж менеджера», еще не знал, как пишется слово имидж, и написал в своей статье «иммедж». Прошло несколько лет и этим словом стали щеголять даже дошколята. Уверен, что то же самое произойдет и со словом фасцинация.

Фасцинация – это волнующий сигнал

Фасцинация – это процесс, и как любой процесс, начинается с определенной начальной точки. Этой точкой отсчета, запуска фасцинирования является особый сигнал, вызывающий волнение, повышенное внимание и интерес, сигнал, не оставляющий равнодушным.
Именно этот эффект волнующего действия послужил для меня катализатором озарения 12 июля 2002 года, которое привело к созданию фасцинологии.
Что же волнует, какие сигналы вызывают внимание, интерес, радостные или жуткие эмоции?
Салют, фейерверк, гром, молния... А запах вкусной пищи? А вид удивительных по гармонии величественных архитектурных сооружений, таких, как мавзолей Тадж-Махал, собор Василия Блаженного, Колизей? А прекрасные тела звезд кино? А оскал хищного зверя? Кулак, угрожающе продемонстрированный насильником беззащитной жертве?
Сколько этих волнующих сигналов жизни, воздействующих на психику животных и человека! И все они весьма и весьма актуальны, значительны, императивны, мимо них не пройдешь, не заметив и не взволновавшись.
А что не волнует, не останавливает, хотя и наполнено информацией? Да все серое, вялое, монотонное, не имеющее значения в данный момент и в данной ситуации жизни.
Значит, фасцинация – это такое воздействие сигнала, принадлежит ли он природному явлению (молния) или целенаправленному человеческому поведению (кокетливые пассы обольщения), которое вызывает волнение, внимание, удивление, захваченность.

Об одном далеко неточном определении фасцинации

На одном из форумов в Интернете возникла дискуссия вокруг предложенных мной представлений о феномене фасцинации, о ее широком определении как любого яркого волнующего сигнала. Один из участников форума решил внести ясность и категорично обрубил увлекшихся моей гипотезой участников форума и привел как каноническое определение фасцинации из психологического словаря: «Фасцинация – это особым образом сконструированное вербальное сообщение», и нечего огород городить, включая в понятие фасцинации даже сексуальные сигналы-феромоны животных.
В самом начале процесса познания феномена фасцинации был забит гвоздь преткновения, поставлен барьер, который многим, как показала даже приведенная мной выше реплика участника форума, все еще не по силам преодолеть. Я имею в виду определение фасцинации, помещенное в самом авторитетном психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, впервые изданном еще в СССР в 1987 г.: «Фасцинация (от англ. fascination – очарование) – специально организованное вербальное (словесное) воздействие (выделено мной – В.С.), предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение. Формы Ф. могут быть различными. В зависимости от акустической организации интенсивность Ф. может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важным фактором Ф. выступает ритмическая организация сообщения. Существует также семантическая Ф., когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (например, семантическая Ф. проявилась в «феномене 30 октября 1938 года», когда радиоинсценировка «Борьбы миров» Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя). Эффектом семантической Ф. обладают также слухи».
Это определение в неизменном виде цитируется бессчетно и всеми подряд (а другого нигде и нет!) за небольшими исключениями (так, А. Назаретян, Н. Мечковская в своих работах дают иное понимание фасцинации). Листаю огромный 800-страничный «Новейший психологический словарь» (автор В. Б. Шапарь, 3-е издание, 2007) и на 711 странице вижу то же самое определение – один к одному! Осмелюсь утверждать, что это определение фасцинации принципиально неточно. Оно схватывает только один аспект фасцинации – речевой, психолингвистический. Потому и примеры приведены этого рода: радиопьеса по «Борьбе миров», интонированная речь, слухи. Для более полного пояснения можно было бы добавить и такие «специально организованные вербальные сигналы», как метафора, эпиграмма, притча, каламбур, речевые парадоксы, великим мастером которых был Оскар Уайльд, юмор («котлеты отдельно, мухи отдельно»), и, конечно же, поэзию. Но сразу возникает вопрос: а куда отнести «визуально организованные сигналы», возбуждающие психику и сознание, такие, как натюрморты, немая мультипликация, видеоизображения рекламы, гармонию мавзолея Тадж-Махал, светоцветовые фонтаны-шоу? Или карикатуру, так ненавидимую Наполеоном и Гитлером? Для авторов определения фасцинации в психологическом словаре все это осталось за кадром и добавка о музыке выглядит явным противоречием: если фасцинация – вербальное воздействие, то при чем тут музыка, которая явно невербальна?
Но музыка как раз при чем! И на это указал первооткрыватель научного понимания феномена фасцинации Ю. Кнорозов, назвав инструментальную музыку явлением полной фасцинации без информации. К этому же классу сигналов абсолютной фасцинации относятся салюты и фейерверки. В них-то и заложена разгадка сути фасцинации, этого удивительного явления природы и человеческого общения.
Считаю, что определение фасцинации из психологического словаря Петровского-Ярошевского пора отодвинуть в сторону как исторический вариант, отработавший свое просветительское назначение, когда о существовании фасцинации вообще мало кто знал. Сужение определения фасцинации до «позывных» для информации (Ю. Шрейдер) или «специально организованного словесного воздействия» (Психологические словари, А. Брудный и др.) вряд ли в настоящее время продуктивно. В таких определениях нет места ни чарующей родинке на лице Мерилин Монро, ни блистательно-петушиному гусарскому мундиру, вводившему девиц XIX столетия в гипнотический транс влюбленности, ни, тем более, соловьиному свисту, обольщающим половым феромонам насекомых или явно фасцинирующим гандикапам (по А. Захави), таким, как роскошные хвосты у райских птиц и огромные рога у оленей. А уж таким невербальным фасцинациям как фейерверк и салют – и подавно.

(продолжение - в книге, её можно скачать www.koob.ru/sokovnin/fastcinolog)


контакт с автором >>>

посмотрите мои сайты


АКАДЕМИЯ АСКЕТИЗМА

   

Copyright © 2009 В.Соковнин Создан 10 августа 2009 Последнее изменение: 18 октября 2012
 
Сайт создан в системе uCoz