Мечтаю о проведении двух семинаров по фасцинологии.
Первый - бесплатный постоянно действующий теоретический семинар для тех, кто увлекся фасцинологией и хотел бы погрузиться более глубоко и всесторонне в ее содержание.
Второй - практический семинар "Практическая фасцинология" для специалистов коммуникативных профессий (педагогов, психологов, политиков и политологов, менеджеров, PR-специалистов, тележурналистов, актеров и др), за небольшую плату решивших приобрести из первоисточника дополнительные техники для совершенствования своего профессионального мастерства.
Препятствие для меня - отсутствие помещения и небольшой спонсорской помощи для организации этих семинаров.
Проект "Светский аскетизм"
Светский аскетизм как образ умеренной жизни насчитывает тысячи лет. Аскеты были всегда, во все века, начиная с древности; они своим примером показывали людям, как можно жить, управляя страстями и необузданными вожделениями, совершенствуя тело и разум для продуктивной и долгой творческой жизни. Многие великие философы, ученые, писатели, художники были аскетами, благодаря чему сохраняли прекрасную физическую форму и творческий потенциал до глубокой старости. Аскетами были Пифагор, Диоген, Эпиктет, Гиппократ, Сенека, Марк Аврелий, И. Ньютон, И. Кант. В России высокий пример мирского аскетизма дали А. Суворов, П. Чаадаев, Д. Лихачев.
О пользе и необходимости для человечества светского аскетизма убедительно сказали уже в наши дни выдающиеся ученые: философ А. Гелен, этолог К. Лоренц и психолог В. Франкл, академик-врач Н. Амосов. Безумный вульгарный гедонизм с его безмерным аппетитом на все и вся загнал уже человечество в сети зависти, обжорства и ожирения, что грозит ему биологическим вырождением.
В Екатеринбурге по инициативе Авторской Академии фасцинологии создан Клуб «Аскет XXI века». Клуб предпринимает попытку сформировать в России культуру светского аскетизма как противостояние массовой субкультуре вульгарного потребительского гедонизма, неизьежно ведущей к духовному и экономическому кризису человечества.
В. Соковнин. Манифест светского аскета XXI века
• «Все в меру!» – этот древний принцип красивых и здоровых людей древности аскет сделал своим девизом жизни. Чрезмерность ослепляет, испепеляет, губит.
• Один из лозунгов аскета – «Труд. Красота. Чистота. Мера».
• Аскет выбирает для себя путь может быть и нелегкий, но принципиально честный, о котором как нельзя лучше сказал Булат Окуджава:
Совесть, благородство и достоинство -
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.
• Аскет – человек поступка, а не пустопорожней говорильни и пустых мечтаний. Он не разглагольствует о пользе в жизни физической формы и ограничений, а ведет такой образ жизни, так организует свой уклад жизни, что всем видны результаты его труда и совершенствования. Аскет не призывает, а подает личный пример.
• Аскет любит труд и стремится делать добрые дела, только они украшают его жизнь, наполняя ее высоким смыслом. Он руководствуется мудрым принципом Николая Тимофеева-Рессовского «Жить нужно так, чтобы не стыдно было умирать».
• Аскет физически и душевно здоров и готов стоически противостоять любым невзгодам жизни. У него есть для этого закалка, сила духа и воли, скептический разум и философский взгляд на жизнь. И ему нет нужды, когда подступает отчаяние, прибегать к спасению алкоголем или наркотиками. Он руководствуется древней восточной мудростью «Дай мне силы принять то, что невозможно изменить, мужество изменить то, что можно изменить, радость для всего остального».
• Аскет – противник роскоши и мишуры, чрезмерности и излишеств в удовлетворении потребностей. В своем образе жизни он культивирует экологическую изящную простоту, исключающую прикрасы и побрякушки в окружающей его среде, во внешнем облике и поведении.
• Аскет непритязателен в еде, одежде, бытовых условиях, он не изнежен и ему не нужны изысканные и рафинированные вещи и услуги. Он ценит красоту и комфорт, но только в их гармонии с простотой и функциональным удобством. Его принцип – вещи должны быть удобны в пользовании, они должны хорошо служить, доставляя радость и телесное удовольствие своей оптимальной функциональностью.
• Принцип аскета в питании «Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть». Аскет никогда не голодает, хотя голод переносит легко, он со смакованием и аппетитом наслаждается пищей и питьем в пределах строго необходимой для организма меры, поддерживающей оптимальную энергетику и тонус тела. Если он и гурман, то не в вульгарно-гедонистическом смысле, а как тонкий ценитель всего того изобилия натуральных продуктов питания, которые дала человеку природа.
• Аскет всем своим видом демонстрирует высокий образец умеренности, спортивности, подтянутости и в этом отношении является лучшей пропагандой здорового образа жизни для своих детей, которые растут не изнеженными обжорами, а маленькими радостными светскими аскетами – крепкими, здоровыми, способными противостоять соблазнам разного рода развращающих «услад».
• Аскет изгоняет из своей жизни все искусственные наслаждения, какие бы блаженства они ни сулили, и предается только тем наслаждениям, зная их меру, которые определены природой и творческим трудом. Он знает, что всему искусственному природа мстит болезнями тела и духа, превращая человека в раба неумеренной зависимости и заложника смерти. По этой причине аскет никогда не употребляет наркотики, а алкоголь сводит к самым незначительным порциям и только в дни знаменательных для себя праздников, юбилеев и торжеств.
• Аскет в общении с людьми спокоен и выдержан, стремится никому не доставлять неудобств и даже нечаянных обид. Он старается не вступать в конфликты, помня, что жизнь дана один раз и все суетное ее только сокращает и потому не стоит тратить душевные силы попусту. Аскет нетерпим только к невежеству и глупости, и потому при встрече с глупцами он придерживается правила древних китайцев «Если тебе повстречался глупец, скорее убегай от него на другой конец деревни».
• Аскет не навязчив. Он никого не поучает, а своим примером утверждает высокий смысл простой умеренной жизни, избавленной от погони за чрезмерными удовольствиями, так называемыми престижными вещами и статусами, «золотым тельцом», роскошью и сусальной позолотой. Самое большее, что позволяет себе аскет, это критику чревоугодия, и только потому, что чревоугодие ведет к биологическому вырождению человечества.
• Аскет чужд манерности, эпатажа и чопорности. Изгнав грубость и вульгарность из мимики и жестов, в общении с людьми он естествен и прост.
• Аскет никогда не лезет ни к кому с надеждой и призывом любить его, он руководствуется правилом открывателя стресса Ганса Селье «Заслужи любовь ближнего своего». Он стремится быть полезным и нужным людям. Будут ли за это его любить, ему безразлично. Только любовь и дружеское расположение самых близких ему людей он ценит.
• В интеллектуальной сфере жизни аскет придерживается принципа разумного скептицизма. Он «духовной жаждою томим». Его жизнь – постоянное интеллектуальное совершенствование, духовный поиск, наслаждение размышлениями и творчеством, неиссякаемое любопытство к новинкам науки, искусства, литературы, стремление в просвещении "быть с веком наравне". В этом он видит для себя величайшее удовольствие и духовное наслаждение.
• Зная себе цену, аскет никогда не огорчается, если его не повысили по службе, не отметили его заслуг или обошли наградами: это такая малость в сравнении с теми духовными ценностями и творческим горением, которыми он живет и видит в них смысл своего земного существования. Он не гонится за званиями, степенями, премиями и орденами, оставляя эту суету людям престижа, зависти и властолюбия.
• Аскет живет в гармонии со своим телом, не отравляет его всевозможными вредоносными пищевыми и питьевыми «усладами» и добавками, опасными для здоровья. Его принцип – только натуральная и экологически чистая пища и вода. Аскет не позволяет себе объедаться, да у него и нет к этому никакой охоты. Он изгнал из своего обихода жирное, сладкое, жареное, нашпигованное десятками специй и отрав.
• К телу аскет относится бережно как к лучшему товарищу жизни, закаляет и тренирует его, но без перенапряжений и погони за рекордами; он не видит необходимости становиться моржом, хотя способен легко переносить и стужу, и жару. Не видит смысла и в экстремальных физических увлечениях, которые, как любая чрезмерность, сопряжены с риском для здоровья и самой жизни. По его мнению, экстремалы являются своеобразными адреналиновыми наркоманами и долго мало кто из них живет.
• Аскет – конструктор своего тела и здоровья. Он помнит совет нейрофизиолога Х. Дельгадо «Создай себя сам» и не охраняет свое здоровье, а каждодневно его лелеет и созидает. И тело благодарит его радостными ощущениями полнокровной жизни, оптимизмом и ровным хорошим настроением.
• Аскета невозможно представить себе с отвисшим животом, он не может быть толстым и ожиревшим – этого не позволяет ему не только его философия умеренной жизни, но также и эстетическое чувство красоты тела. Его принцип – быть стройным, подтянутым, спортивным, элегантным.
• Аскет энергичен и подвижен, в телесной подвижности и гибкости он находит особое радостное наслаждение чувствования каждой мышцы, каждого органа, каждого их движения.
• Походка аскета энергична и пластична. Можно ли говорить об эстетике походки толстяка, переваливающего тело с ноги на ногу подобно гиппопотаму? Толстяк передвигается, аскет гарцует: походка его эстетична легкостью и спортивностью.
• Аскет не издевается над телом, каким его дала ему природа: не наносит рубцов и татуировку, не «украшает» тело пирсингом и не уродует пластическими операциями. Его культ – тренированное красивое тело, с которым он дружит и содержит его в отличной форме и чистоте. Аскет – друг физической культуры.
• Аскет бережлив, не сорит деньгами, когда они есть, и не транжирит вещный достаток, приобретенный трудами. Он относится к приобретенному и нажитому бережно и разумно.
• Аскет не пакостит природе – он и здесь бережлив, помня, что планета – общий дом человечества и его следует содержать в чистоте и ухоженности. Он влюбленный охотник, но не убивает братьев наших меньших, а с восхищением и интересом наблюдает за ними, фотографируя их естественную красоту и необыкновенность.
• Аскет снисходителен к человеческим слабостям и всегда готов помочь советом и доброй подсказкой, как избавиться от вредных привычек и зависимостей.
• Аскет способен на многое и умеет многое, но никогда не кичится своими возможностями и способностями. Сдержанность – вот его девиз в отношениях с окружающими.
• Если аскет богат, – что случается редко, поскольку капитал не относится к его жизненным целям, – он считает своим долгом оказывать благотворительную помощь развитию наук и искусств, физкультуры и спорта, всему, что способствует распространению в обществе здорового образа и стиля жизни, культа духовности, здорового и красивого тела.
• Аскет, какое бы высокое положение в обществе он ни занимал, никогда не унизит другого человека демонстрацией своего успеха и богатства. Напротив, он считает, что в бедной стране публично демонстрировать богатство и личную успешность является верхом неприличия, нескромности и хамства.
• Аскет постоянно учится на опыте и примере великих аскетов человечества и своих современников, старается выправлять себя, извлекает поучительный опыт из собственных ошибок и промахов.
• Аскет всегда готов придти на помощь ближнему.
Проект "Научно-популярный журнал "ТЕЛО"
Журнал зарегистрирован и мне даже удалось осуществить выпуск первого номера, причем в роскошном глянцевом формате (см. фото обложки). Теперь я вижу, что это был ошибочный вариант: моим замыслом были не гламурные тела, а все то, что помогает человеку быть здоровым, стройным, активным, красивым. А для этого глянцевость даже мешает, отодвигая несколько в сторону смысл.
Хотелось бы возродить издание журнала, выделив в нем две стержневых темы.
Первая - "тело светского аскета". Такое тело, лучше всяких аргументов своей подтянутостью, спортивностью, высоким энергетическим тонусом давным-давно доказало, каким надо быть человеку для здоровья, красоты и долголетия. Журнал мог бы дать людям точные представления о том, что такое культура светского аскетизма и как ее освоить, а, значит, укрепить здоровье, эффективно справляться с любыми кризисами, быть привлекательным и фасцинативным.
Вторая - "соманетика (somanetics) - новая наука о моделировании, конструировании и коррекции тела" . Идею о создании такой комплексной социально-инженерной науки я высказал в 2004 году в статье "Возможна ли соманетика?", опубликованной в журнале "ТЕЛО". Достижения науки и практики последних лет показывают, что такого рода наука не только возможна, но необходима, и особенно изучение и применение в человеческой телесной культуре эволюционних соматических механизмов. Аскетизм, кстати сказать, интуитивно и очень продуктивно применяет именно эволюционную соманетику. Журнал мог бы не только представлять читателю секреты этих эволюционных тайн, но и давать рекомендации по их усвоению и применению.
И, разумеется, несколько страниц с образцовыми телами современников!
Но, учитавая мою поглощающую все время суток занятость научными исследованиями и книжным производством, журнал такой направленности я мог бы издавать только с помощью небольшого дружного творческого коллектива с привлечением самого широкого круга авторов-специалистов. Найдутся ли такие?
Жду предложений: (343) 246-81-29 или через vmmss@mail.ru
В. Соковнин. Возможна ли соманетика/somanetics?
(статья впервые напечатана в журнале «ТЕЛО», №1, 2004)
Уродство преобладает,
так как жизнь отнюдь не прекрасна
Жюль Ренар
- soma – тело
- genetics – создание, сотворение
- somanetics – наука о моделировании, конструировании и коррекции тела
Выводить проблему создания новой социально-инженерной науки о теле человеческом на страницы популярного журнала наверное не лучший вариант. Но научных журналов о теле, насколько мне известно, нет, а в отраслевых (антропологических, биологических, медицинских и т.д.) такого рода публикация задержится наверняка надолго, если вообще будет выпущена в свет. А время не ждет – человечество вышло на новые рубежи "обращения" с телом, и наука не имеет права отставать от стремительно рвущейся вперед практики. Об этом со всей серьезностью и убедительностью сказал совсем недавно Стивен Хокинг, советуя задуматься над совершенствованием разума и тела человеческого, чтобы не стать рабами электронного разума. Несколько ранее обрушил критический гнев на создателей персонетики, науки о разумных киберустройствах, замечательный писатель-фантаст Станислав Лем, присоединившись к мнению финского философа Эйно Каикки, который назвал персонетику "немилосерднейшей из наук". Увы, как считает Хокинг, наступило время призадуматься о реальности власти над людьми "электронного разума".
8-9 июля 2003 года весь мир с затаенным дыханием ждал исхода операции в Сингапуре по разделению сиамских близнецов - 27-летних сестер Биджани, родившихся со сращенными головами и головным мозгом. Хирурги не смогли выиграть схватку с аномалией природы.
Спустя две недели и вновь в Сингапуре врачи удачно разделили других сиамских близнецов, 3-месячных сросшихся в области таза младенцев из Южной Кореи. А за три месяца до этого московские врачи сумели разъединить 11-летних сиамских близнецов из Киргизии Зиту и Гиту Резахановых: девочки были соединены тоже в тазовой части тела.
Частотность появления на свет сиамских близнецов: 1 на 50-100 тысяч родов. И сиамские близнецы всегда попадают в зону повышенного интереса и заботливого внимания общественности. А сколько на планете рождается детей с другими, часто не менее ужасными аномалиями и деформациями тела! Сотни тысяч, миллионы. А сколько добавляется к их числу людей с приобретенной инвалидностью, как великий Стивен Хокинг, обреченный на почти полную неподвижность.
Уже эта печальная статистика, как и случаи частичного вызволения из плена телесного недуга усилиями медицины, ставит перед человечеством задачу огромной важности - создания технологий моделирования и конструирования нормального, здорового тела, избавления от аномалий и деформаций, коррекции унаследованных и приобретенных телесных несовершенств.
Прочитав это вступление, скептик, возможно, покривится: опять тема гомункулуса! В какой-то мере так. Разве поиск создания гомункулусов не задевает, наряду с прочим, вечную мечту человечества о рождении здоровых нормальных детей? Разве это не всеобщая родительская мечта человечества?
Есть еще одно предупреждение - так называемая персонетика. Станислав Лем в гневной статье "Не буду прислуживать" попытался показать аморальность стремления ряда ученых-электронщиков создавать "электронные персоны", то есть не механизмы, а электронные разумные существа. Персонетики вознамерились производить человеческую психику, сознание и душу. С. Лем пишет: "рождение персонетики оказалось для публики шоком. В названии дисциплины слиты два заимствованных из латыни слова: "персона" (личность) и "генетика" (создание, сотворение). Персонетика представляет собой позднее ответвление кибернетики и психоники восьмидесятых годов на базе интеллектронной техники. О персонетике слышал сегодня каждый; случайный прохожий ответит, что это - искусственное разведение разумных существ… Персонетика наконец-то осуществила один из древнейших мифов - миф о гомункулусе". И С. Лем аргументирует, насколько это кощунственный замысел ученых против человечества (см.: Станислав Лем. Не буду прислуживать. С. Лем. Собрание сочинений, т.10. М ., " Текст ", 1995 (Stanislaw Lem. "Non serviam" (1971). Пер. с польск. К.Душенко).
Покушение на конструирование сразу и души человека, и его личности в рамках искусственной "электронной телесности" вряд ли осуществима, хотя С. Хокинг в этом, кажется, убежден. Но эта невозможность отнюдь не может служить аргументом против реального практического вмешательства общества в био-генетическую природу человека, использования достижений науки в целенаправленном изменении тех или иных составляющих и даже функций человеческого тела как на стадии зачатия и зародыша, так и в зрелой "состоявшейся" телесности. Это совсем иная проблема - реалистическая как в плане возможного, так и в плане экзистенциального. Ну, а "конструирование души" в рамках полученного от природы тела - вполне реальная задача, во все времена вполне успешно исполняемая системами воспитания и идеологии всех этносов и государств. Здесь и копья нечего ломать, настолько это очевидно.
Изменение природного телесного конструкта человека осуществлялась обществом с древних времен. Достаточно привести примеры искусственной деформации черепа у многих древних народов. В наши дни коррекция тела приобрела уже глобальные масштабы, начиная от практики фитнес-культуры и заканчивая первыми уже успешными опытами генной инженерии. Я опускаю традиционную хирургическую практику по удалению смертоносных опухолей или мешающих нормальному функционированию организма доброкачественных наростов, переставших функционировать органов (желчного пузыря, к примеру), хотя и это, бесспорно, представляет собой коррекцию тела и часто спасительную для человеческой жизни.
Обратим внимание на другие аспекты проблемы. Уже стало реальностью "вторжение" в генетическую систему человека с целью исключения тех или иных наследуемых отклонений в теле и его функциях. Некоторые болезни уже научились предотвращать на генном уровне и перспективы генной инженерии в содружестве с квантовой медициной и протеомикой представляются мне замечательными.
Найден ген, отвечающий за половую систему мужчины и это открывает перспективы для коррекции зачатия. Оплодотворённая яйцеклетка может начать своё развитие лишь после того, как в дело вступит протеин PLC-zeta. Специалисты полагают, что результаты исследования гена половой активности человека окажут существенную помощь в кардинальном усовершенствовании техник лечения различных форм бесплодия.
Все более серьезными достижениями раскрывается человечеству квантовая медицина. Квантовая медицина - это, по словам и А. Грабовщинера, совокупность знаний, средств и методов, основанных на использовании электромагнитных излучений, квантовых процессов и волновых информационных свойств живой материи с целью поддержания гармоничного состояния здоровья живого организма. Такие ученые, как Б.И.Бирштейн, А.М.Ярошенко, Гаряев П.П., Тертышный Г.Г., Леонова Е.А. пошли "своим путем" в борьбе с вирусными болезнями. Отвергая эффективность чисто "генного пути", они предлагают развивать квантовую биологию и терапию в усилении иммунной системы человека, полагая, что существует огромное число фактов и научных результатов в молекулярной биологии, генетике и эмбриологии, которые не могут быть поняты без привлечения понятий физических полей, без привлечения принципов квантовой физики, так как гены, оставаясь вещественными структурами, являются еще и волновыми объектами. Хромосомы – не просто вещество, но информационное вещество, которое излучает очень слабые звук, лазерный свет и радиоволны. Они и являются основными “чтецами”, переносчиками и “внедрителями” генетической и иной (метаболической) информации в клетки-акцепторы. Эти вполне понятные и простые положения являются сутью нового научного направления, название которого – волновая генетика, или шире, волновая биология. Авторы утверждают, что 98,5% генома – это не отнюдь не “мусорная” ДНК, как считают расшифровщики генома человека, и, тем более, не “кладбище”. Эта, основная часть генома, работает на вещественно-волновых знаковых принципах, что и является областью волновой (квантовой) генетики и биологии. Другой негативный результат игнорирования волновых механизмов работы генома – неспособность официальной медицины создать эффективные средства борьбы с ВИЧ, гриппом и другими вирусными заболеваниями. Проблема рака также не может быть полностью решена без понимания новых принципов работы генома.
Все это не только дискуссионно, но также показывает, насколько далеко человечество уже продвинулось в нащупывании путей и средств моделирования и коррекции своей телесности.
Критическое отношение биофизиков к фанфарам по поводу расшифровки генома человека, кажется, преодолевает протеомика, которая также не склонна уповать на расшифровку генома, если не учитывать закономерности функционирования белковых (протеиновых) структур живого организма, обеспечивающих реализацию генных программ и кодов. Белковый уровень жизни еще более сложен и многообразен, чем генный, и именно там скрыты секреты и здоровья, и патологий. Как поясняет член-корр. РАН С. Кочетков, изучение структуры и функций белка позволит диагностировать и предотвращать наследственные заболевания, создавать лекарства нового поколения, а со временем и бороться с неизлечимыми заболеваниями. Для медицины и диагностики заболеваний статус белка в клетке - это самое главное. Заболевание может быть инициировано любыми внешними факторами, но его подлинная причина связана с неправильным функционированием белка. И хотя ошибка закодирована в геноме, ее последствия проявляются на уровне белка, а не на уровне самого гена. Белок - это мишень, на которую направлено действие любого лекарства. Сейчас подбор лекарств обычно проводится методом проб и ошибок. Обладая же знаниями в области протеинов, можно создавать препараты точного действия. Если мы знаем, как устроен активный центр фермента - возбудителя болезни, который необходимо подавить, мы можем заранее смоделировать необходимое для этого химическое соединение. На вопрос о том, какие заболевания можно будет лечить, используя достижения протеомики, С. Кочетов ответил: "Прежде всего наследственные. Например, фенилкетонурию, приводящую к серьезному нарушению обмена веществ. Уже сейчас, имея весьма скромные знания о функциях белка, ее можно лечить. В ближайшее время могут быть найдены новые подходы к лечению диабета. Предположим, в семье распространено наследственное заболевание. Если эта семья хочет иметь детей, то в не столь отдаленном будущем, взяв клетку отца и проведя с ней кое-какие манипуляции, дефект можно будет исправить. Затем этой клеткой производится оплодотворение, и ребенок рождается здоровым. Между прочим, лечить генетические дефекты у неродившегося человека гораздо проще, чем у уже рожденного.
Можно с уверенностью сказать, что наступает эпоха протеомики. А буквально на наших глазах возникает уже новая наука, которую условно называют фармакогеномикой (или фармакогенетикой). В этих названиях соединены, с одной стороны, гены или геномы, а с другой - наука о лекарствах. Возможность с помощью точных лекарств корректировать гены и, что еще глубже и точнее – белковые структуры, обеспечивающие действие генетических программ, даст выход в предупреждение множества наследственных аномалий тела, а также лечения болезней, в основе которых лежит "поломка" генетического кода.
Можно идти и по другому пути: ввести в клетки вместо поврежденного нормальный ген того же самого белка. Этот путь лечения называют генотерапией. В США к концу 1998 года уже тысячи больных получили генотерапевтическое лечение. Пока прошло еще слишком мало времени, чтобы судить об отдаленных результатах, но многие ученые согласны в том, что для части неизлечимых болезней генотерапия - единственный путь лечения. Главное - добиться того, чтобы в каждую отдельную клетку попал здоровый ген и там закрепился. Генотерапия прогрессирует столь быстро, на ее развитие ведущие страны выделяют столь значительные средства, что ее успехи наверняка станут одним из главных событий нового века, считают научные обозреватели.
Ученые всего мира традиционно продолжают работать и над вопросами, связанными с продлением жизни. Некоторые пытаются найти ответ в низкокалорийных диетах, другие обращаются к системам воспроизводства, третьи к - метаболизму. Эксперименты с инсулином и гормоном IGF-1 привели к пониманию некоторых важных сторон сроков метаболических процессов в живом организме (опыты проводились на червях). Затронув ген, ответственный за выработку инсулина и таким образом ослабив эффект гормона, ученые добились того, что продолжительность жизни червей выросла вдвое. Следует отметить, что геном выбранных для экспериментов червей совпадает с геномом многих животных, а также с геномом человека. Среди главных успехов эксперимента надо отметить, что черви на протяжении всей жизни вели себя активно. Никогда ранее еще не удавалось увеличить продолжительность жизни живого существа во столько раз. Так что, появились надежды и на этом направлении коррекции человеческой природы.
Не менее важным представляется мне и другой путь вмешательства в человеческую природу, если только тут уместен термин "вмешательство". Я имею в виду изменение самих традиционных взглядов на здоровье человека и здравоохранение. Сошлюсь на имена таких авторитетных ученых физиологов, биологов, хирургов как Н. Амосов, Н. Аринич, В. Казначеев, Ю. Лисицин. Все они пришли разными путями к заключению, что традиционно-консервативную практику охраны здоровья методами лечения уже заболевшего человека следует менять на концепцию здравосозидания, введения в жизнь общества широкого фронта средств и методов профилактики и конструирования здоровья. Здравоохранение в формате "здраволечения" уже изжило себя и превратилось в тупиковый путь развития, так как несмотря на все успехи медицинских технологий число больных на земном шаре стремительно увеличивается, давая из года в год прирост только по сердечно-сосудистым заболеваниям 1,5-2%. Можно предположить, что если не будут найдены эффективные пути, человечество спустя несколько десятилетий станет стопроцентно болеющим, причем серьезно и опасно болеющим. В русле наших рассуждений, профилактика и конструирование здоровья – это и есть конструирование и полезная коррекция человеческого тела, лишенного патологий и аномалий. Медицина лечения больных уступает в этой концепции приоритет общественной системе здравосозидания, начиная с момента планирования и зачатия младенца.
Таким образом, вопрос о том, возможно ли конструирование и коррекция человеческого тела (как и любого биологического тела), является по сути риторическим – конструирование в той или иной мере совершалось во все времена. Образец "политико-конструкторского" подхода к телу этноса преподала всему человечеству Древняя Спарта. Но последние десятилетия цивилизации дали, можно сказать, всплеск "телесного конструктивизма": тут и пластическая хирургия, и коррекция наследственных пороков, и расцвет атлетизма и культуризма во всех их разновидностях, и покушение на клонирование организмов, и, наконец, операции по замене или наращиванию отживших или травмированных органов и частей тела (сердца, почек, мужского полового органа, мышечной ткани, участков кожи, и др.). Очевидно наступило время обобщить все достижения науки, медико-биологической практики и так называемых оздоровительных и телесных практик, соединить их в единую социально-инженерную науку, прикладная часть которой давала бы выверенные технологии моделирования, конструирования и коррекции тела, а также рекомендации и педагогике физической культуры, и медицине во всех ее направлениях, и пластической хирургии, и пищевой индустрии, но также и политической практике государства в сфере демографии и здоровья нации.
Предлагая назвать новую социально-инженерную науку о моделировании, конструировании и направленной коррекции человеческого тела соманетикой (somanetics), я отнюдь не исключаю более удачного названия. Главное – необходимость синтеза наук о теле в единую систему, дающую человечеству научно выверенные социально-инженерные технологии оптимального здоровья и телесности.
возможный сайт
В планах издание книг по фасцинологии: см.
здесь